История резьбы на фронтонах фасадов: от античности до современности
- История резьбы на фронтонах фасадов: от античности до современности
- Связанные вопросы и ответы
- Что такое резьба на фронтонах фасадов
- В каких архитектурных стилях чаще всего использовалась резьба на фронтонах фасадов
- Какие материалы использовались для резьбы на фронтонах фасадов
- Какие техники резьбы на фронтонах фасадов были популярны в разные исторические периоды
- Какие мотивы и символы использовались в резьбе на фронтонах фасадов
- Как резьба на фронтонах фасадов влияла на общую композицию здания
- Какие проблемы могут возникнуть при реставрации резьбы на фронтонах фасадов
История резьбы на фронтонах фасадов: от античности до современности
С чего всё началось – никто не вспомнит, есть масса разных догадок и версий. Древесина как материал известна человеку издревле. Возможно, всё началось в глубокой древности с зарубки на дереве. Самый древний образец резьбы по дереву относят к периоду мезозоя, но как украшение жилища это явление распространяется во время язычества. Позже такую резьбу назовут «корабельной», когда с кораблей в деревянное зодчество перекочуют некоторые декоративные элементы.
Первые резные элементы были примитивными: геометрические фигуры, линии и религиозные языческие символы. Первостепенно украшались резьбой оконные и дверные проемы: считалось, что нанесение соответствующих символов-оберегов обережет дом от проникновения нечистой силы. Такие символы могли не только препятствовать нечистой силе и злым духам, но и привлекать в дом удачу и достаток. Подобным образом сформировались первые традиции деревянного зодчества.
Затем примитивные зарубки и орнаменты превратились в плавные линии и узоры. Религиозность стала уступать место эстетике, сохранив некоторые формы. Резьбой стали украшать фронтоны и карнизы, резные элементы стали нести другие функции: прикрывать щели, проемы и торцы срубов. В наше время домовая резьба несет в основном эстетический характер и может представлять собой самые замысловатые композиции.
Считается, что самое красивое «деревянное кружево» можно встретить на русском Севере (Вологодская и Архангельская области) и в Поволжье.
Связанные вопросы и ответы:
Вопрос 1: Что такое резьба на фасадах
Ответ: Резьба на фасадах - это декоративная обработка поверхности здания, которая создается с помощью различных инструментов и техники. Она может включать в себя скульптуры, орнаменты, барельефы и другие элементы, которые украшают фасады зданий и создают впечатление богатства и великолепия.
Вопрос 2: Какие материалы используются для резьбы на фасадах
Ответ: Для резьбы на фасадах используются различные материалы, такие как камень, мрамор, терракота, гипс, дерево и металл. Каждый материал имеет свои особенности и свойства, которые влияют на процесс резьбы и конечный результат.
Вопрос 3: Какие техники используются для резьбы на фасадах
Ответ: Для резьбы на фасадах используются различные техники, такие как резьба по камню, резьба по дереву, резьба по металлу, а также техника барельефа и скульптуры. Каждая техника имеет свои особенности и требует определенных навыков и опыта.
Вопрос 4: Как выбираются темы для резьбы на фасадах
Ответ: Тема для резьбы на фасаде выбирается в зависимости от архитектурного стиля здания, его предназначения и исторического контекста. Она может включать в себя сюжеты из мифологии, истории, религии, а также символику и эмблемы.
Вопрос 5: Как сохраняется резьба на фасадах
Ответ: Резьба на фасадах требует специального ухода и сохранения, чтобы сохранить ее красоту и целостность. Это включает в себя регулярное очищение, реставрацию и консервацию. Специалисты должны иметь опыт и навыки для работы с различными материалами и техниками резьбы.
Вопрос 6: Как резьба на фасадах влияет на архитектурный стиль здания
Ответ: Резьба на фасадах является важным элементом архитектурного стиля здания. Она может отражать его историческую эпоху, культурные особенности и художественные тенденции. Резьба на фасадах также может создавать определенный образ и атмосферу здания, делая его более привлекательным и узнаваемым.
Что такое резьба на фронтонах фасадов
Что такое фронтон? Чаще всего под фронтоном понимается треугольная часть фасада здания от карниза или чердачного перекрытия до верхней точки крыши, ограниченная по бокам её скатами. Классическое определение фронтона таково: это треугольное поле стены, поставленное на антаблемент таким образом, что плоскость треугольника составляет продолжение плоскости фриза; по двум наклонным сторонам треугольника проведен полностью весь венчающий карниз, а по горизонтальному основанию треугольника протянут горизонтально тот же карниз, но не полностью, а без его самой верхней, венчающей части – желоба, органически связанного с кровлей.
Конечно, классический фронтон мы встретим прежде всего в античной архитектуре – древнеримской и древнегреческой. Парфенон в Афинах, Пантеон в Риме и многие другие храмы имели такие фронтоны – треугольной формы, тимпан которого зачастую был украшен скульптурными фигурами и барельефами. Фронтоны других форм стали появляться позже.
Ещё позже, начиная с периода итальянского Возрождения, фронтоны и полуфронтоны стали встречаться очень часто и в самых разнообразных размерах. Ими завершаются все здания или отдельные выступы, они применяются на наружных фасадах окна и двери. В настоящее время этот архитектурный элемент применяют не только для декора фасада здания, но и как деталь интерьера, оформляя пространства над окнами, дверями, мебелью.
По форме можно выделить следующие фронтоны:
1) Треугольный фронтон – фронтон треугольной формы, греческие и римские фронтоны такой формы различались углом наклона крыши. Фронтоны древнегреческих храмов украшались не только скульптурами в тимпанах, но и статуями, поставленными поверх фронтона в трех местах: на нижних углах и в вершине треугольника. Из мрамора или из черепицы делалась акротерий - симметричное украшение, состоящее из расходящихся влево и вправо листьев (пальметт), приподнятых на двух спирально закрученных завитках. Внизу на углах фронтона ставились подобные же формы, но половинчатые – полуакротерии . Чтобы поставить эти украшения на наклонную крышу, предварительно делались горизонтальные площадки с подставками под них; вертикальная грань подставки согласована с наружной плоскостью карнизной плиты, чтобы не свешиваться за ее пределы. Иногда вместо акротериев вместо акротериев статуи. Тогда надо было обеспечить статуе большую устойчивость; для этого ее отодвигали дальше от свеса и делали для нее подставку так, чтобы вертикальное очертание его не свешивалось за основную линию антаблемента, благодаря чему карниз совершенно освобождался от нагрузки. Фронтоны треугольной формы являлись частью архитектурного ордера и возводились по всем его правилам.
В каких архитектурных стилях чаще всего использовалась резьба на фронтонах фасадов
Поскольку архитектура эпохи барокко — наследница ренессанса, в основе фасадов зданий этого стиля лежит ордерная система. При этом все её известные ещё со времён античности элементы — колонны, антаблемент (горизонтальное перекрытие над колоннами), фронтоны — получают новую трактовку. Динамичность, контрастность и напряжённый ритм создаются за счёт чередования выступающих и углублённых частей стен. Ранее монолитный антаблемент становится прерывистым (раскрепованным) и из‑за этого более объёмным. Колонны и пилястры объединены в пучки — небольшие группы, которых на фасаде может быть несколько. А фронтоны приобретают разорванную форму, будто их кто‑то надрезал. Кажется, что каменная масса бурлит и извивается.
Барочные архитекторы часто используют сложные криволинейные формы, которые словно вытекают одна из другой. Плоскость стены из‑за этого кажется изогнутой. Например, нередко архитекторы применяют волюты — завитки в виде спирали, которые, как в церкви Иль‑Джезу, завершают верхнюю часть фасада.
Собор Святого Иакова в Сантьяго‑де-Компостела (Испания) • Церковь Покрова в Филях в Москве • Церковь Сан‑Карло-алле‑Кватро-Фонтане в Риме • Фото: Ludvig14,CC BY-SA 3.0, Fiat 500e,CC BY-SA 4.0
Чередование разных по объёму и форме элементов создаёт оптические свето‑теневые иллюзии. Барочная архитектура играет со зрителем, иногда удивляя, а иногда обманывая его.
Ещё одна отличительная черта этого стиля — обилие декоративных элементов. Архитекторы украшали фасады скульптурами в нишах, барельефами, вазами, волютами, медальонами, разнообразными наличниками для окон, колоннами и пилястрами. Некоторые здания, например церковь Сан‑Карло-алле‑Кватро-Фонтане в Риме, подвергались безжалостной критике приверженцами классицизма за, как им казалось, перегруженность деталями и ощущение хаоса.
Какие материалы использовались для резьбы на фронтонах фасадов
Различают несколько основных направлений этого народного искусства:
- прорезная;
- глухая рельефная;
- скульптурная.
Под прорезной резьбой подразумевается резьба, выполненная способом сквозного пропила: не имеет фона, пропилы в доске выполняются лобзиком. Представляет собой разной сложности ажурные узоры, «кружева», геометрические формы и другие элементы. Все эти элементы могут совмещаться, накладываясь друг на друга.
Чаще всего такие элементы можно встретить на окнах в качестве наличников, в виде карнизов и на дверных косяках, также встречается на крыльце или в виде плоских балясин. Популярна и распространена без преувеличения во всех регионах.
Глухая рельефная резьба представляет собой объемные фигуры, формы и орнаменты, выполненные на глухом фоне. Выполняется такая резьба чаще на фронтонах и торцевых досках, в оформлении балконов, реже встречается на оконных наличниках и дверных косяках. Геометрические фигуры, сделанные в таком формате, имеют языческие корни и несут функции оберегов. Частыми сюжетами этого типа резьбы являются виноградная лоза, мистические персонажи, животные, растения (листы, побеги и другие элементы), а также астрологическая тематика.
Скульптурная резьба представляет собой объемные фигуры и формы, как вырезанные в качестве композиции в массиве дерева, так и полностью объемные и осязаемые тактильно. Именно эту резьбу называют корабельной, традиция украшать носовую часть корабля перекочевала на сушу: фигурами животных и птиц украшаются коньки крыш. Также в технике скульптурной резьбы выполняются деревянные колонны (например, на крыльце), балки, балясины и другие несущие элементы, встречается на наличниках окон и фронтонах.
Какие техники резьбы на фронтонах фасадов были популярны в разные исторические периоды
Как утверждают историки, традиция украшать жилища резьбой возникла на Руси задолго до ее крещения. Правда, первые попытки делать это были довольно примитивными- на оконных и дверных косяках ставили зарубки, которые служили оберегами, охранявшими дом от всевозможных бед, невзгод и злых духов. Зарубки складывались в простенькие узоры-знаки: кресты, треугольники, звездочки, а со временем объединялись в более сложные фигуры. Постепенно сформировались и законы их расположения, причем не только на фасаде, но и в интерьере. Правда, позднее символический смысл знаков был утрачен и они превратились не более чем в декор.
14-16. Незаслуженно забытые в постпере-строечные времена, сегодня деревянные двери переживают свое второе рождение. Их украшают прорезной, накладной и объемной резьбой или как минимум фигурными металлическими накладками.
17-19. Современные резные наличники не только ни в чем не уступают своим прародителям, но по красоте и оригинальности оформления зачастую значительно их превосходят. Такого художественного эффекта дизайнеры добиваются в основном за счет несколько нестандартного расположения накладных элементов.
По характеру и технике выполнения всю домовую резьбу можно условно разделить на следующие подвиды: объемная (скульптурная), глухая рельефная, прорезная (пропильная) и накладная. Притом в разных регионах России предпочтение отдавалось какому-нибудь одному виду. Выработали там и собственные орнаменты. Но все же редко можно было встретить дом, при оформлении которого использовали бы всего один вид резьбы,- несквозные узоры непременно соседствовали с прорезными, и при этом сюжеты декора обязательно сочетались и даже переплетались. Занимались изготовлением украшений как мастера, так и сами хозяева дома в свободные от забот об урожае зимниемесяцы, что подтверждает, например, выражение «точить балясы» (балясины), и поныне означающее занятие делом, на которое можно тратить время, если только делать больше нечего.
а. Объемная,
или скульптурная. Характеризуется тем,
что объект изображается
в объеме. Именно этот вид резьбы использовали для украшения торцов охлупней, шпонок-сорок, кокор
и опорных столбов крыльца деревянного дома.
б. Глухая рельефная (корабельная). Имеет высокий рельеф узора и сплошной, глухой фон. Может изображать геометрические орнаменты, растения, животных, а также сказочных персонажей. Украшала двери, ставни,
а часто и наличники.
в. Прорезная,
или пропильная. Рисунок выпиливают лобзиком или пилой. Именно такую технику использовали в большинстве случаев, поскольку она значительно дешевле глухой резьбы
и дает более интересную игру света и тени.
г. Многослойная прорезная. Имитирует глухую резьбу
за счет наложения друг
на друга досок с прорезным узором. Количество соединяемых резных
досок
д. Накладная. Элементы рисунка, выполненные прорезной резьбой, закрепляют
гвоздями (клеем) на сплошной или резной доске.
Имитирует глухую резьбу,
но в изготовлении намного легче и быстрее, и изображение получается более четким.
Какие мотивы и символы использовались в резьбе на фронтонах фасадов
Важно понимать, что на рубеже XIX и XX веков резчики использовали большую часть мотивов древней резьбы, не имея в виду их символического смысла во всей полноте, но главным образом по сложившемуся обычаю (так мы ежедневно используем слово здравствуйте , не вспоминая о том, что это пожелание здоровья , и даже не подозревая о том, что первоначально быть здоровым означало быть крепким и могучим, как дерево ).
Тем не менее, сама «сохранность», устойчивость во времени отдельных составляющих национального орнамента домовой резьбы свидетельствует о глубокой укорененности соответствующих символов в сознании славянина вообще и русского человека в частности, позволяя реконструировать картину мира и систему ценностей наших предков, которые выстраивались на основе обожествления природных стихий, обеспечивающих продолжение жизни и защиту от смерти.
Солярный знак («солнышко») – один из наиболее распространенных в домовой резьбе символов. Его универсальное обереговое значение, связанное с представлением о солнце как о главном источнике света и жизни, стало причиной устойчивости этого знака в традиции резного оформления деревянного дома, а также источником многообразия его воплощений – от относительно простых круглых или полукруглых узоров на очелье наличника до сложных ажурных украшений, помещаемых обычно под изгибом карниза крыши, во внутреннем поле фронтонов (фронтончиков).
Знак земли , имеющий чаще всего форму ромба и символически отсылающий к образу поля (вспаханного, засеянного, приносящего урожай), является не менее значимым в системе славянских языческих оберегов, однако в домовой резьбе встречается не так часто и воплощается довольно однообразно – в виде накладных элементов на различных частях наличника.
Знак дождя (небесных вод) замыкает языческую троицу символов плодородия «свет (огонь) – земля – вода». В отличие от знаков солнца и земли, знаки воды в домовой резьбе практически всегда являются множественными (повторяющимися) и используются для оформления вытянутых по ширине элементов зданий (например, подзоров карнизов).
В истории домовой резьбы можно проследить постепенную эволюцию знаков дождя от серии округлых выступов по нижнему краю того или иного архитектурного элемента до ажурных «подвесок» сложного рисунка, напоминающего лилию (т.н. «крин») или птицу (т.н. «уточка»).
Изображение богини плодородия (Мокоши) представляет собой женскую фигуру с поднятыми вверх (к солнцу) или опущенными вниз (к земле) руками, часто в окружении птиц и коней либо трехкратно повторенную (с противопоставлением центральной и боковых фигур по размеру и сложности рисунка). Такая композиция распространена как обычное завершение наличника (в виде ажурного гребня, размещенных на плечиках резных элементов). По мере забвения исходного символического смысла этот орнамент постепенно приобретал черты растительного, так что в поздних образцах отдельные его составляющие могут быть почти неразличимыми.
Изображение Змея (Ящера, владыки подземных вод) отсылает нас к эпохе, предшествующей периоду формирования негативного образа змея, известного по сказкам и былинам (Змей Горыныч, Тугарин Змей). Исходно Змей ассоциировался со славянским божеством Велесом – хозяином подземного и морского миров, антагонистом небесного владыки – громовержца Перуна. Велес не обеспечивал цикл воспроизводства жизни непосредственно, однако считался дарующим богатство и процветание. Как и фигура женского божества, изображение Змея (обычно парное) украшало главным образом различные части наличника и со временем трансформировалось в растительный орнамент, в составе которого уже трудно распознать очертания змееподобного мифологического персонажа.
Как резьба на фронтонах фасадов влияла на общую композицию здания
Создание классических фасадов подразделяется на три этапа, каждый из которых реализуют последовательно.
Определение конфигурации здания
Для классической архитектуры характерны такие черты, как фундаментальность и гармония. Визуальной уравновешенности позволяет достичь симметричная композиция с выделенной центральной частью. Поэтому при определении общей формы здания следуют принципу симметрии, выделяя основной и второстепенные центры с помощью вертикального членения объема.
Выбор типа архитектурной композиции
После того, как определен общий вид здания, подбирают тип архитектурной композиции. Ордерная система начала зарождаться в цивилизации Древнего Рима, а после эпохи Возрождения различные типы ордеров окончательно оформились в канонические схемы.
Основными частями ордера являются элементы вертикального (колонны) и горизонтального (антаблемент) членения. Колонны состоят из базы, тела и капители, а антаблемент – из архитрава, фриза и карниза. Каждый элемент ордерной системы в зависимости от ордера (дорический, коринфский, ионический, тосканский, композитный) имеет определенную конфигурацию.
Выделяют четыре основных типа построения фасадов на основе системы архитектурных ордеров:
- Безордерная система
В данной композиции ордерная система не используется. Акцент делается на венчающей и цокольной частях здания, а также на рустах и горизонтальных элементах;
- Ордерная композиция 1-этажного здания
Ордерная композиция одноэтажного здания подразумевает наличие колонн и пилястр, при этом зачастую в качестве антаблемента выступает венчающий карниз, а пьедесталом служит цоколь. Такие фасады могут дополняться колоннадами, арками или портиками;
- Поэтажный ордер многоэтажного здания
Колонны, пилястры и антаблемент поэтажного ордера размещаются на каждом ярусе сооружения. При этом на первом этаже может быть один ордер, на втором – другой. На верхнем ярусе колонны иногда заменяются пилястрами. Поэтажный ордер может идти от первого яруса, а может быть поставлен на цокольный этаж. Чаще всего придерживаются правила уменьшения массивности элементов вертикального членения от первого к верхним ярусам, хотя встречаются здания и с размещением легких ордеров внизу, а тяжелых – вверху.
- Колоссальный ордер
Колонны колоссального ордера идут по всей высоте здания. Это единый ордер, охватывающий несколько этажей. Данная композиция придает сооружению грандиозность и торжественность. Колоссальный ордер может быть поставлен на цокольный этаж, который в этом случае выполняет функцию пьедестала.
Выбор архитектурных декоративных элементов
После определения типа архитектурной композиции приступают к проработке фасада более мелкими декоративными деталями. В зависимости от характера членения фасада и области размещения они делятся на элементы горизонтального и вертикального членения, а также на лепной декор, оформляющий стены, окна, двери, балконы.
Важно последовательно подходить к проработке декора – вначале выполнить членение фасада при помощи соответствующих горизонтальных и вертикальных элементов, и лишь затем переходить к остальной лепнине.
При проектировании фасада помимо ордерных систем придерживаются и дополнительных принципов, которые позволяют создавать гармоничные композиции в классической архитектуре:
- Тройное деление фасада
Фасад должен иметь три выраженные архитектурные части: карниз, стену, цоколь;
- Непрерывность горизонтальных членений
Карнизы должны идти, не прерываясь, по всему фасаду и в идеале охватывать все здание;
- Единый уровень горизонтальных элементов
Подоконники, оконные перемычки и другие горизонтальные части должны располагаться на одной высоте;
- Соблюдение вертикальных осей
Стоящие друг над другом архитектурные элементы вертикального членения (колонны, пилястры), а также отверстия в стенах здания должны располагаться на одних осях.
Какие проблемы могут возникнуть при реставрации резьбы на фронтонах фасадов
Работа из раздела: «»/
/
Введение
По данным специалистов, даже в группе памятников федерального значения почти половина объектов находится в неудовлетворительном состоянии, а 10 % -- в аварийном. Причины создавшегося положения очевидны -- это катастрофически малое финансирование реставрационной отрасли, почти полная утрата существовавшей государственной системы российских реставрационных организаций и, как следствие, разрушение школы специалистов-реставраторов высокого класса. Приятно осознавать, что все же не все специалисты-реставраторы канули в Лету. Работа нашей компании - яркое тому подтверждение. Работа с памятниками культуры - это огромная ответственность и перед заказчиком, и перед всеми жителями города, страны. Но, кроме того, это интересная творческая работа, приносящая огромное удовлетворение .
В процессе реставрации приходится сталкиваться с самыми неожиданными проблемами, заниматься восстановлением деталей из давно забытых материалов или изготовленным по давно забытым технологиям. Мы осуществляем все виды работ по реставрации и воссозданию деревянных конструкций и деталей, штукатурной отделки и окрасок, архитектурно-лепного декора, паркетных полов, резьбы по дереву, оконных и дверных проемов, металлических конструкций.
Реставрация памятников архитектуры
Реставрационная деятельность призвана сохранять существующие исторические ценности. Это относится не только к памятникам, обнаруженным при археологических раскопках, но и к зданиям, прошедшим много этапов переделок и перестроек за весь период своего существования. Нет и не может быть никаких единых рецептов по реставрации памятников, но существует строгая система: подбора материалов, исследования памятников в натуре, обоснования принятых проектных решений и контроля в процессе восстановительных работ. Знание основ научной методики реставрации памятников архитектуры сегодня является обязательным для всех соприкасающихся с созидательной деятельностью. Без этих знаний не может быть успешно решен комплекс вопросов охраны природы, исторических ценностей, создания условий для преемственности развития культуры, эстетического и патриотического воспитания .
На памятниках архитектуры могут производиться такие виды работ как реставрация, консервация и ремонт. В последние годы к ним добавилось воссоздание разрушенных объектов с максимальным приближением к оригиналу, называемое реституцией. Реставрация, наряду с элементами консервации и ремонта, предусматривает изменение существующего вида памятника для более полного раскрытия его художественных качеств, а также исключение более поздних, малоценных архитектурно-планировочных наслоений, пристроек и надстроек. Реставрация может быть фрагментарной и целостной. При этом последняя отличается от фрагментарной реставрации не масштабом производимых работ, а целью -- восстановлением памятника в его изначальном состоянии. В таком случае проблема ценности и сохранности более поздних наслоений решается иначе, чем при фрагментарной реставрации, и определяется, прежде всего, датировкой этих наслоений по отношению ко времени, на которое воссоздается памятник. Здесь можно усматривать некоторое сходство между целостной реставрацией, которая не всегда обладает исчерпывающей документацией, и в отдельных случаях предусматривает привлечение архитектурных аналогов, и реституцией, хотя реституция должна применяться в исключительных случаях, когда с утратой отдельного здания или комплекса нарушилась общая градостроительная ситуация.