Детали интерьера

Интересные идеи Handmade!

Левые или правые. Какая разница между правым и левым политическим движением

17.01.2020 в 11:32

Левые или правые. Какая разница между правым и левым политическим движением

В мире существует плюрализм политических мнений и взглядов. Традиционным является деление политических движений на левых и правых, которые представляют полярные точки зрения на политическое устройство. Промежуточное положение занимают центристы.

Левые или правые. Какая разница между правым и левым политическим движением

Выбор разъемных петель (навесов) для деревянных дверей: сравнение материалов, помощь в подборе размера и количества петель, как определить левый навес или правый, и т. д. в Москве.

Термины правые и левые появились во времена Великой Французской революции. Тогда в Национальном собрании слева сидели якобинцы, которые были за радикальные перемены, в центре - жирдонисты, являвшиеся сторонниками республики, а справа - фельяны, сторонники конституционной монархии. Таким образом, первоначально левыми считались радикалы и реформаторы, а правыми - консерваторы.
Сегодня понятия левые и правые в политике трактуются по-другому.

какие направления в политике относят к левым, а какие - к правым

к левым сегодня относятся идеологии и течения, которые ратуют за социальное равноправие и преодоление разрыва между богатыми и бедными . в их число входят социалисты, социал-демократы, коммунисты, а также такие крайние проявления, как анархисты. базовыми ценностями для левых еще со времен великой французской революции являются «свобода, равенство, братство».
Правые отстаивают идеи, которые прямо противоположные левым. Они выступают за верховенство личности, что порождает естественное неравенство. В число их базовых ценностей входит свобода предпринимательства и политические свободы. Сегодня выделяют широкое разнообразие политических взглядов, которые относятся к правым. Это консерваторы, либералы , либертарианцы, тоталитаристы, ультраправые и пр.
Согласно другому подходу, к правым причисляют сторонников действующей политической системы и сторонников нынешних элит. В основе левого движения лежит идеология оппонирования власти.
Конечно, разделение общество на правых и левых в условиях разнообразия политических идей и взглядов уже не подходит для описания современных реалий. Так, человек может иметь убеждения, которые в одной определенной отрасли будут на стороне левых (например, по взглядам на устройство экономической сферы), а по отношению к действующей элите - к правым.

разница между левым и правым движением

разница между правым и левым движением проявляется по следующим параметрам. это отношение к устройству социума - если правые считают, что разделение общества на классы - это нормальное явление, тогда как левые - ратуют за всеобщее равенство и не приемлют социального расслоения и эксплуатации.
Различно и отношение к собственности, которое лежит в основе данных движений. Так, левые выступают за национализацию и коллективную собственность. Тогда как для правых частная собственность является одной из базовых ценностей, они выступают за сохранение статус-кво действующей экономической системы.
Для левых неприемлемым является усиление и централизация государства, тогда как для правых это вполне допустимо и приемлемо.

Левое движение. НОВЫЕ ЛЕВЫЕ

НОВЫЕ ЛЕВЫЕ - по­ня­тие, ис­поль­зуе­мое для обо­зна­че­ния ши­ро­ко­го спек­тра со­ци­аль­ных и ин­тел­лек­ту­аль­ных дви­же­ний в США и Ве­ли­ко­бри­та­нии, а так­же в ря­де стран Западной Ев­ро­пы в 1960-1970-х годоы (см. так­же Аль­тер­на­тив­ные дви­же­ния).

Са­мо на­зва­ние «новые левые» свя­за­но с кри­тическим от­но­ше­ни­ем пред­ста­ви­те­лей это­го дви­же­ния к «ста­рым ле­вым» в ви­де тра­ди­ци­он­ных со­циа­ли­стических и ком­му­ни­стических пар­тий. Тер­мин «новые левые» поя­вил­ся в 1950-е годы во Фран­ции, од­на­ко ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние по­лу­чил с начала 1960-х годов, ко­гда английские ис­то­ри­ки- мар­ксис­ты Э.П. Том­п­сон и П. Ан­дер­сон ис­поль­зо­ва­ли его в на­зва­нии но­во­го журнала «New Left Review».

На фор­ми­ро­ва­ние дви­же­ния ока­за­ли влия­ние та­кие ис­то­рические со­бы­тия, как ра­зо­бла­че­ние «куль­та лич­но­сти» Ста­ли­на, Вен­гер­ское вос­ста­ние 1956 года, де­ко­ло­ни­за­ция и ан­ти­им­пе­риа­ли­стическая борь­ба стран «третье­го ми­ра», Дви­же­ние за гра­ж­дан­ские пра­ва в США в 1960-е годы, Ку­бин­ская ре­во­лю­ция , «Вьет­нам­ская вой­на», мао­изм и рас­кол в ми­ро­вом ком­му­ни­стическом дви­же­нии. Со­глас­но основной ус­та­нов­ке «новые левые», тра­диционная борь­ба за ос­во­бо­ж­де­ние уг­не­тён­ных клас­сов, ори­ен­ти­рую­щая­ся на при­выч­ные фор­мы ра­бо­че­го дви­же­ния, обан­кро­ти­лась, и ей на сме­ну долж­на прий­ти по­ли­ти­ка, свя­зан­ная с борь­бой за пра­ва не толь­ко ра­бо­че­го клас­са, но и других сло­ёв на­се­ле­ния, под­вер­гаю­щих­ся уг­не­те­нию: жен­щин, ра­со­вых, на­цио­наль­ных и сек­су­аль­ных мень­шинств, сту­ден­тов и без­ра­бот­ных.

Тео­ре­тические ос­но­вы дви­же­ния «новых левых» скла­ды­ва­лись под влия­ни­ем идей А. Грам­ши, Ж.П. Сар­тра, ос­но­ва­те­лей «Си­туа­цио­ни­ст­ско­го ин­тер­на­цио­на­ла» Г. Де­бо­ра и Р. Ва­ней­ге­ма, тео­ре­ти­ка национально-ос­во­бо­дительного дви­же­ния в «треть­ем ми­ре» Ф. Фа­но­на, Ч.Р. Мил­лса и та­ких пред­ста­вите­лей франк­фурт­ской шко­лы, как Т. Адор­но и Г. Мар­ку­зе. По­след­ний, от­ме­чая, что ме­ха­низ­мы мас­со­во­го по­треб­ле­ния и мас­со­вой куль­ту­ры пол­но­стью ней­тра­ли­зо­ва­ли воз­мож­но­сти ор­га­ни­зо­ван­но­го со­про­тив­ле­ния в ви­де ра­бо­чих пар­тий и проф­сою­зов, свя­зы­вал пре­одо­ле­ние со­ци­аль­но­го от­чу­ж­де­ния и эман­си­па­цию от «об­ще­ст­ва по­треб­ле­ния» с ак­тив­но­стью различных мар­ги­наль­ных групп, не ин­тег­ри­ро­ван­ных пол­но­стью в сис­те­му ка­пи­та­ли­стического об­ще­ст­ва (сту­ден­ты, без­ра­бот­ные, национальные мень­шин­ст­ва и т. п.).

Сво­его наи­выс­ше­го пи­ка дви­же­ние «новых левых» дос­тиг­ло к концу 1960-х - середине 1970-х годов: ан­ти­во­ен­ное дви­же­ние в США, Все­об­щая за­бас­тов­ка 1968 году во Фран­ции, влия­тель­ное вплоть до конца 1970-х годов ав­то­но­ми­ст­ское дви­же­ние в Ита­лии. К концу 1970-х годов дви­же­ние прак­ти­че­ски пре­кра­ти­ло своё су­ще­ст­во­ва­ние, а его наи­бо­лее ак­тив­ные пред­ста­ви­те­ли ли­бо ста­ли ча­стью по­ли­тич. и ин­тел­лек­ту­аль­но­го ис­теб­лиш­мен­та («но­вые фи­ло­со­фы» во Фран­ции), ли­бо пе­ре­шли к от­кры­той воо­руженной борь­бе и тер­ро­ру (Фрак­ция Крас­ной Ар­мии в Гер­ма­нии, «Крас­ные бри­га­ды» в Ита­лии). В 2000-х годах идей­ное на­сле­дие «новых левых» ока­за­ло влия­ние на фор­ми­ро­ва­ние идео­ло­гии ан­ти­гло­ба­лиз­ма.

Левые философы. Платон: «Реально существуют понятия вещей, а не сами вещи»

Главной проблемой древнегреческих философов были поиски бытия. Не пугайтесь, этот зверь вовсе не страшен. Бытие — это то, что есть. Вот и всё. «Тогда что его искать, — скажете вы, — вот оно, везде». Везде, да вот только возьмёшь какую-нибудь вещь, подумаешь о ней, как бытие куда-то исчезает. Например, ваш телефон. Он вроде есть, но вы же понимаете, что он сломается и его утилизируют.

Вообще, всё, что имеет начало, имеет и конец. Но у бытия нет ни начала, ни конца по определению — оно просто есть. Получается, поскольку ваш телефон есть какое-то время и его существование зависит от этого времени, его бытие какое-то ненадёжное, нестабильное, относительное.

Философы по-разному решали эту проблему. Кто-то говорил, что бытия вообще нет, кто-то упрямо продолжал настаивать на том, что бытие есть, а кто-то — что человек вообще не может сказать ничего определённого о мире.

Платон нашёл и аргументировал самую сильную позицию, которая оказала невероятно сильное влияние на развитие всей европейской культуры, но с которой интуитивно сложно согласиться. Он сказал, что бытием обладают понятия вещей — идеи, сами же вещи относятся к другому миру, миру становления. В вашем телефоне есть частичка бытия, но ему самому как материальной вещи бытие не свойственно. А вот ваша идея телефона, в отличие от самого телефона, не зависит ни от времени, ни от чего-либо ещё. Она вечна и неизменна.

Платон уделил немало внимания доказательству этой идеи, и тот факт, что он до сих пор многими считается величайшим философом в истории, должен заставить вас немного сдержать готовность однозначно отвергнуть позицию реальности идей. Лучше почитайте «Диалоги» Платона — они того стоят.

Разделение на правых и левых в политике. Кто такие правые и левые, и как в этом разобраться.

Первоначальное разделение на правых и левых произошло во Французском парламенте времён Французской революции, где справа сидели сторонники монархии, а слева - сторонники радикальных преобразований и учреждения республики. Таким образом, правыми считались консерваторы , а левыми - прогрессивисты . Первыми левыми были либералы.

Устоявшееся разделение правых и левых в политике:
К правым относят тех, кто выступает за жесткую иерархию в обществе, консерватизм, традиционализм, сильную власть (прежде всего монархию) . С этой точки зрения правые не обязательно выступают против реформ и изменения действующей власти, наоборот, они могут оказаться в оппозиции и оттуда продвигать свои идеи.
К левым же относят сторонников равноправия, широких человеческих свобод, самоуправления.

Суть этих терминов коренным образом изменилась в 19-20 веках из-за расцвета движений, выступавших за экономическое равенство и значительное ограничение рынка. С этого момента устоялось разделение на правых и левых по экономическому, а не политическому признаку . Правыми стали считаться сторонники рыночной экономики - консерваторы, либералы, а позже правые анархисты, а левыми - социалисты, социал-демократы и левые анархисты.

И самое страшное, что со все этим произошло - это смешение в кучу политического и экономического понимания левых и правых, что сегодня сильно путает людей, приводит к разногласиям и сложностям в определении даже своих собственных взглядов.

Например, нацистов всегда относят к правым. Действительно, они являлись на 100% правыми в политической сфере. НО в экономической сфере этот режим был основан на широчайшей роли государства в экономике, социальных гарантиях и плановой системе, что делает нацизм экономически более левым.

Поэтому разделяйте политику и экономику, и тогда всё станет простым и понятным.

Естественно, это деление довольно относительно. Можно выделить по 50 оттенков и правых, и левых. Часто меж ними ставят центризм, в котором объединяются различные правые и левые признаки, однако всё-равно границы очень и очень размыты. Абсолютное большинство партий и государственных режимов смешивают в себе "правость" и "левость", таким образом, определить к какой стороне они относятся можно только относительно .

Кто такие левые и правые фанаты. «Барселона» (Барселона, Испания)

Начну с краткого экскурса в историю, для уяснения процессов и мотивировок, которые способствовали появлению левого каталонского национализма. (Популярный вопрос в комментариях: левый национализм, как такое может быть, автор, ты рехнулся, перестань употреблять наркотики, ага?). Итак.

Графство Барселона обрело фактическую независимость от франков в 9-м веке, сразу приступив к ожесточенному сопротивлению маврам, которые населяли практически весь Иберийский полуостров, – их, мавров, к тому времени медленно, но верно начали выдавливать воинственные и непримиримые северяне: баски, астуры, васконы. Барселона и ее окрестности – Жирона, Лерида, Таррагона – стала одной из первых независимых земель на полуострове. Внушителен был вклад региона, его жителей в Реконкисту, по итогам которой, напомню, последний мусульманский властитель, оставив манатки в Гранаде, придерживая свой тюрбан, бежал в Марокко.

(Не знаю как вам, а мне испанская Реконкиста не может не напоминать русское народное единение в борьбе с Великой Ордой и последовавшее Мамаево побоище у берегов Дона, например.)

Но потом была утрата Барселоной независимости, и Графство стало частью Арагонского королевства, а после – Испанского. Все это время каталонцы старались держаться отдельно от кастильцев, арагонцев и прочих народностей, лелея мечту о свободе. Испанские правители, однако, активно помогали каталонцам в том, что касается воспитания ненависти ко всему испанскому: власти запрещали каталонцам их язык, национальные символы, всячески пресекали любое стремление к свободе. Подобное давление, разумеется, вызывало хорошо известную реакцию населения. По правде говоря, Каталония вообще больше тяготела к Франции, нежели к Испании; собственно, и каталанский язык вопреки расхожему мнению – скорее диалект французского, чем кастильского.

Идея каталонского национализма в разное время перерастала в попытки серьезного сопротивления, в попытки восстановить свою независимость, которые, впрочем, всегда жестоко подавлялись Испанским королевством (Сегадорское восстание, например). История Каталонии – это история множества неудач и несбывшихся мечт. Достаточно сказать, что День независимости Каталонии, 11 сентября, отмечается в память не о победе, а о поражении, которое потерпела каталонская армия (вместе с войсками Карла VI Австрийского, императора Священной Римской империи) от франко-испанских войск в ходе войны за испанское наследство. 11 сентября – это день памяти всех защитников Барселоны, сражавшихся в неравном бою за свою свободу и отдавших свои жизни за несбывшуюся мечту.

Кто такие левые и правые фанаты. «Барселона» (Барселона, Испания)

Но перенесемся в относительно недавнее прошлое. В Гражданскую войну Барселона была последней надеждой республиканцев, и именно ее падение означало окончательную победу Франко. Во времена фашистского диктаторства Каталония в который уже раз в своей истории лишилась автономии и переживала очередные притеснения на национальной почве. Однако именно при Франко каталонцы испытали подъем национального самосознания, именно в этот период жители Каталонии окончательно и без всяких «но» стали противопоставлять себя Испании и испанцам, произошло народное единение.

Тогда же, в 60-х, была образована Partit Socialista d’Alliberament Nacional dels Països Catalans (Социалистическая партия национального освобождения каталонских территорий). В противовес правой власти партия придерживалась левой, марксистской идеологии. Вместе с ней появилась и знаменитая «красная эстелада» – флаг, символ каталонских левых (возник как смешение с традиционным вариантом, вместо синего треугольника со вписанной в него белой звездой появилась красная звезда на желтом фоне). Эстеладу можно увидеть не только на трибунах Камп Ноу, но и на других европейских стадионах – так многие левые фанатские движения выражают свою солидарность с барселонскими друзьями. Каталонские сепаратисты и по сей день придерживаются левых взглядов, (в частности, очень популярны в регионе марксистские идеи), занимают антиимпериалистическую, антифашистскую и антирасистскую позицию, они презирают Испанию и хотят основать свое независимое европейское государство, опирающееся на социалистические идеалы. Таких же принципов придерживаются и многие мирные граждане, населяющие Каталонию.

Центристы. ЦЕНТРИЗМ

Идейно-политич. течение, возникшее в ходе борьбы реформистского и революционного направлений во 2-м Интернационале и пытавшееся сгладить непримиримые противоречия между ними путем уступок оппортунизму в кардинальных программных и тактич. вопросах рабочего движения. В отличие от откровенных оппортунистов, открыто выступавших за ревизию марксизма в духе социал-реформизма, центристы прикрывали свой оппортунизм "ортодоксально" марксистской фразеологией. "Не так страшен и вреден открытый оппортунизм, отталкивающий от себя сразу рабочую массу,- писал В. И. Ленин,- как эта теория золотой середины, оправдывающая марксистскими словечками оппортунистическую практику, доказывающая рядом софизмов несвоевременность революционных действий и проч." (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 26, с. 263 (т. 21, с. 230)).

=====

Ц. стал постепенно складываться наряду с двумя другими (революционным и открыто ревизионистским) течениями во 2-м Интернационале в начале 20 в. В те годы идейная и политическая позиция вождей этого формировавшегося течения была отмечена постоянными колебаниями вправо или влево, в зависимости от меняющейся обстановки. К. Каутский, уклонившийся на Парижском конгрессе 2-го Интернационала в 1900 от осуждения мильеранизма, как формы сотрудничества социалистов с буржуазией, позднее приветствовал революцию 1905-07 в России и защищал теоретически марксистские принципы классовой борьбы. В то же время Каутский и др. центристы не вели борьбы с реформистами и проводили на практике реформистскую политику. После публикации работы "Путь к власти" (1909, рус. пер. 1959), в к-рой показано, что путь к победе социализма лежит через класс. борьбу и пролетарскую революцию (вопрос о диктатуре пролетариата был в этой статье, однако, обойден), Каутский резко поворачивает вправо, к союзу с оппортунистами для совместной борьбы против левых. Такую же эволюцию совершили перед 1-й мировой войной и другие с.-д. лидеры, близкие к Каутскому по своим взглядам и политич. позиции (Г. Гаазе, Р. Гильфердинг, О. Бауэр, Ф. Адлер и др.).

Правые националисты. Национал-социализм: правые или левые?

Дискуссии на эту тему продолжаются давно. В последние годы обозначилась мода оценивать движения и идеологии исключительно в экономическом спектре. В связи с этим, нацизм определяется в левый сектор, рядом со сталинизмом, из-за наличия, якобы, плановой экономики как в СССР, притеснений бизнеса, вмешательства государства в экономику и т.д. и т.п. Такими доводами обычно оперируют либералы и либертарианцы. Конечно, такая оценка нацистской экономики имеет место быть - если Вы заинтересованы в антиисторической, идеологической оценке. Или если Вы заинтересованы в актуальной, нынешней оценке определения правых и левых.
Но исторически, движения, выступающие за интересы деловых кругов соответствует определению "правизны" гораздо лучше, чем "невмешательство государства в экономику".
Например, когда тарифы были сочтены полезными для бизнеса, деловые круги в США их поддерживали в течение 19-го века, а более популистской партии хотели уменьшить или вовсе устранить их. То же было и в Великобритании: либералы выступали за свободную торговлю, а консерваторы хотели протекционизма. В 1901-02 годах, консерваторы стремились отказаться от свободной торговли, но либералы вели успешную популистскую кампанию, чтобы сохранить ее.
Определяющим моментом в истории для определения "правого" в экономике является не невмешательство, а тенденция поддержки бизнеса и/или частной собственности. Определяющим же левых является перераспределение доходов и имущества в пользу бедных и малоимущих.
Безусловно, нацисты поддерживали немецкие деловые круги - все отношения между государством и бизнесом регулировались на договорной основе, а не путем принуждения и угроз (в заметке "Частная собственность в Третьем Рейхе: на примере промышленности" я уже писал об этом - прим. reich_erwacht)
Апологеты "нацизма в левом секторе" часто указывают на то, что в СССР тоже были репрессии против социалистов, а профсоюзы были устранены, как и при нацизме. Однако, они игнорируют то, что государство стало полновластным работодателем в Советском Союзе, в то время как в нацистской Германии работодатели были в основном частные. Это одно из главных различий между ними. Рабочие были сосредоточены в Германском трудовом Фронте (DAF), а нацистское государство напрямую вмешалось, чтобы ослабить власть и влияние трудящихся на работодателей. Если Вы подавляете рост зарплат, когда экономика растет, то доход компаний должен расти. Репрессии в отношении прав трудящихся отражалось на финансовых интересах частных предпринимателей. Это резко отличается от ситуации в Советском Союзе.
Правые националисты. Национал-социализм: правые или левые? The Longman companion to Nazi Germany / Tim Kirk. - London; New York : Longman, 1995. - VIII, 277 с. : к.; 22 см.; ISBN 0-582-06375-2 (PPR)
Реальная почасовая заработная плата выросла только на 6%, тогда как ВВП на душу населения вырос на 60% в период между 1932 и 1939 годами. Куда же делся остальной рост?

Норма прибыли в долгосрочной перспективе составляет 4-5 % в промышленно развитых странах. Поэтому скачок в доходности немецкого бизнеса в 1930-е годы был довольно cильным. Сюда и пошел оставшийся рост ВВП.
Стоит добавить, что Великая депрессия способствовала небольшой волне национализации частных предприятий в промышленно развитых странах, включая Германию, до 1932 года. Но нацисты изменили этой тенденции. Отрасли, приватизированные нацистами включают в себя: крупнейшие банки, контролировавшие до 40% активов всей банковской системы; железнодорожная (которые являлись одними из крупнейших государственных предприятий в мире), а также кораблестроительная, компании по морским перевозкам, горнодобывающие и металлургические предприятия. Все это было сделано с целью заручиться поддержкой промышленников и деловых кругов.
См. "Against the Mainstream: Nazi privatisation in 1930s Germany" - http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/j.1468-0289.2009.00473.x/abstract
Таким образом, можно сделать вывод, что если оценивать национал-социализм в разрезе экономической политики с точки зрения истории, в том числе экономической, то его следует отнести к правому сектору. Если полагаться на либерально-либертарианских идеологов, определяющих места в системе политических координат согласно нынешним, актуальным оценкам - то к левому. Тут только выбор каждого - следовать постоянно изменяющимся (чаще всего в зависимости от господствующей идеологии) тенденциям оценки, либо придерживаться оценке с точки зрения истории.