Арт-деко или ар Деко. История стиля Арт Деко
Арт-деко или ар Деко. История стиля Арт Деко
Исторический интерьер холл ар-деко
интерьер гостиной ар-деко 30-х годов XX века
Исторический стиль Арт деко (Art Deco, ар-деко) образовался во времена раскопок в Египте в конце 19-го начале 20-го века. Именно это и повлияло на основные черты этого стиля. Стиль полностью приобрел свои основные черты и характеристики в период после второй мировой войны. Стиль эклектики и неоклассики. Стиль строгости и роскоши одновременно.
Особенности стиля Арт Деко
Орнамент ар-деко
Отличительные особенности стиля: вымеренное пространство, различные закономерности в соотношении объемов и форм, смелые и причудливые геометрические формы, которые богаты этническим орнаментом. Многообразие цвета и его сдержанность. Стиль настолько многогранен, что одни его элементы могут быть перенасыщены узорами, а другие иметь цветовую монотонность. В интерьере этого стиля есть линии, которые задают движение в пространстве. Они повторяются в рисунках, геометрии предметов, определенной укладки и декоративной отделки. Стиль, в котором используются отделочные материалы в самых неожиданных для нас местах. Кожа, корни редких деревьев, слоновая кость, алюминий, цветное стекло, серебро, перья, различные ткани.
Орнамент черное с золотом ар-деко
Международная выставка в Париже, показала миру, что Франция остается законодательницей моды и по сей день. Но мир ар-деко существовал и до этой выставки. Но до берегов Европы оно дошло к 1930 году, став визитной карточкой столетия.
Мастера стиля не входили в какое-либо общество и сам стиль был настолько эклектичным, что после эпохи модерна его не сразу посчитали за стиль. Многие историки-искусствоведы не считают ар-деко историческим стилем, потому что прямого отражения в архитектуре стиль себя не проявил. Но в эпоху джаза, проявление ар-деко с мотивами ступенчатых узоров, орнаментом фортепианных клавиш, отражается в интерьере, одежде, музыки, живописи, дизайне дамской обуви и головных уборов, дизайне автомобилей и самой жизни. Мастера этого стиля широко используют кожу зебры, крокодила, серебро, эмаль, инкрустацию в дереве и полудрагоценных камнях. Стиль ар деко призван наслаждаться жизнью здесь и сейчас. Это является лозунгом данного стиля. Стиль одновременно неуловим и читаем во всем.
Мода ар-деко
В Америке, в отличие от Европы стиль приобрел статус официальности. Это связано с тем, что архитектор эпохи ар-деко Уильям Ван-Аллен построил небоскреб Crysler Building. Это здание было построено для автомобильного концерна. На уровне 50-х этажей парили стальные головы орлов.
Стиль арт-деко в интерьере описание. Cтиль арт-деко в интерьере (ар-деко)
«Красота – это наивысшая степень целесообразности». («Лезвие бритвы», И.А. Ефремов)
Что такое стиль арт-деко?
Стиль ар-деко или арт-деко (от французского art déco, дословно «декоративное искусство») — влиятельное течение в интерьере, архитектуре и декоративном искусстве, впервые появившееся во Франции в 1920-х годах XX века и достигшее расцвета во всем мире в 1930—1940-е годы.
Термину ар-деко дала жизнь выставка, прошедшая в Париже в 1925 году под названием «Exposition Internationale des Art Deco ratifs et Industriels Modernes» («Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств»). Хотя сам стиль арт-деко существовал и до выставки — с начала 20-х.
Декоративная мощь, гламур и глянец эпохи Гэтсби помогали людям забыть об ужасах войны, отвлечься от проблем и окунуться в праздник, вспомнив об элегантной роскоши и высоком стиле. До этого новый стиль называли "джазовый модерн", "зигзаг модерн", "обтекаемый модерн". С одной стороны, арт-деко «ратовал» за очищение от декоративности «растительного» модерна, с другой — конкурировал с эстетикой целесообразности и слишком упрощенными утилитарными формами. Эталоном арт-деко в 1920-е годы были интерьеры первоклассных отелей, дорогих ресторанов и прочих респектабельных общественных мест.
На фото: Дизайн гостиной в стиле арт-деко
Законы и особенности стиля арт-деко от дизайнеров интерьера
Закон 1. Главные особенности интерьеров в стиле арт-деко можно охарактеризовать следующим образом.
- Строгая геометрия интерьера. Прямые и зигзагообразные линии, полоски, орнаменты на основе простых геометрических форм (треугольников, квадратов, ромбов, колец и кругов) складывающиеся в ритмичные и дерзкие интерьерные композиции.
- Яркие, энергичные, контрастные цвета. Колористическое решение интерьеров строится на основе сочетания черного и белого, черного и золотого, молочного и венге, бордового, шоколадного и бежевого.
- Дорогие материалы и глянцевые поверхности. Арт-деко – это, прежде всего, декоративный стиль! Роскошная отделка в стиле арт-деко это полированный гранит и мрамор, черный лак и перламутр, стекло, хромированный и позолоченный металл, ценные породы дерева, слоновая кость и натуральная кожа. В интерьере непременно должны быть редкие и экзотические вставки, как, например, крокодиловая кожа или шкурки ящериц.
Закон 2. Создание ощущения материального благополучия и возрождение былой роскоши интерьера в стиле арт-деко основано на достижениях технического прогресса. В момент появления стиля на его формирование воздействовал бурно развивавшийся в те годы промышленный дизайн. Результатом научно-технического прогресса явилось активное использование металла, прочного стекла и ювелирных вставок, а также отказ от растительных форм, типичных для модерна.
Закон 3. В стиле арт-деко присутствуют этнические мотивы. В декоре активно используются африканские статуэтки, маски и барабаны, китайские вазы, лаковые шкатулки и шелк, японские ширмы и перегородки, пол украшают восточные ковры ручной работы и шкуры экзотических животных.
Закон 4. Археологические открытия начала XX века нашли свое отражение в стиле арт-деко. Как следствие, в интерьерах появились переосмысленные и геометрически упрощенные элементы декоративного искусства Ассирии, Вавилона, Древнего Египта и Рима, ацтекские и инкские орнаменты.
Дизайн интерьера римского отеля Regina Hotel Baglioni, где Ф. Феллини снимал легендарный фильм «Сладкая жизнь» решен в стиле арт-деко. Интерьер соединил внешнюю роскошь с рациональностью традиций Рима, Египта, Греции, Китая, Японии. Здесь роскошь — это не только дорогие материалы, но и визуальное богатство, выраженное в ярких и насыщенных цветах.
Стиль арт-деко в интерьере дома и квартиры
1. Избегайте слишком прямых и рациональных форм. Для арт-деко, как и для стиля модерн в целом, характерны сложные переходы с этажа на этаж, наличие нескольких уровней в одном и том же помещении и обнаруживаемые внезапно потайные комнаты, замысловатой формы оконные переплеты. Винтовые лестницы - самый романтичный, эффектный элемент в интерьере , они значительно экономят пространство. Оптимальная ширина ступеней 20 см в узкой части, 35 - 40 см в широкой, минимальная длина - 80 см. Материалом для их изготовления может послужить сосна, дуб или бук.
2. Больше строгости во всем: вместо плавности — резкость, вместо флористических узоров — геометрические и абстрактные. Формы, без которых не обходится отделка дома и квартиры в данном стиле интерьера: куб, шар, круг и квадрат. Вы можете использовать предметы мебели и декора в виде этих форм!
3. Графичное монохромное сочетание черного и белого – ключевая особенность стиля арт-деко. Дизайнер интерьера обязан соблюсти баланс белого и черного цветов, либо продумать другие цветовые вариации – белого и шоколадного, коричневого и бежевого, серебристо-серого и черного. Классический пример напольного покрытия – мраморная черно-белая шахматная доска.Арт-деко украшения. Арт-деко — стиль в ювелирном искусстве
Стиль арт-деко (приблизительные границы: 1920-1935)
Ювелирные изделия эпохи арт-деко отражают новые веяния после Первой мировой войны, так называемые ревущие двадцатые, хотя отдельные украшения , в которых четко прослеживаются следы этого стиля, появились на много лет раньше. Некоторые ранние произведения стиля арт-деко продолжали традиции «старого» арт-нуво и характеризовались фигурными и яркими цветочными мотивами, но эта тенденция постепенно сошла на нет, отдаляясь от плавных кривых линий в сторону более четких линий и геометрических форм.
Стиль арт-деко в и нтерьере также часто применялся и пользовался популярностью. Несмотря на то что в большом объеме использовались платина и бриллианты, гораздо чаще стали применяться самоцветы, включая (помимо рубина , изумруда и сапфира ) такие камни, как цитрин, перидот, аквамарин и гранат. Крупные экземпляры этих камней были вполне доступны и, как правило, гранились в квадратных или прямоугольных «изумрудных» стилях. Также начинается период обширного применения жада, кораллов и черного оникса. Украшения периода арт-деко характеризуются геометрическими формами для самоцветов, а также распространением необычных форм для бриллиантов (трапеция, квадрат, треугольник и полумесяц), которые использовались в качестве боковых камней с крупными бриллиантами или включались в изысканные геометрические узоры.
Другим новшеством этого периода стало использование самоцветов для создания или расширения геометрических узоров. Нередко встречаются рядки черного оникса или небольшие калиброванные граненые самоцветы — квадратные или прямоугольные камни ступенчатой огранки — для создания интересных узоров в контексте более крупного общего рисунка. Создавалось впечатление, что мало кого беспокоило естественное или синтетическое происхождение камней. Учитывая, что найти рубины, сапфиры и изумруды идеально одинаковых оттенков было очень трудно и это отнимало много времени, только лучшие мастера настаивали на использовании исключительно натуральных камней. Отдельные производители менее дорогих ювелирных изделий брали вместо этого синтетический материал.
Принимая во внимание их небольшой размер и незначительную общую массу, самоцвет как структурный элемент был весьма незначительным фактором при определении итоговой стоимости украшения, но это вовсе не означает, что они натуральные, вне зависимости от подлинности бриллиантов и использования платины. Небольшие откалиброванные камни, обнаруженные во многих изделиях периода арт-деко , проданные с аукционов как подлинные, в итоге оказались синтетическими.
Рассказ о периоде стиля арт-деко был бы неполным без упоминания дома Cartier, влияние ювелиров-дизайнеров которого на все движение арт-деко было огромным. Ведущим мастером дома Cartier в это время был Шарль Жако. Он считается одним из основоположников стиля арт-деко. Его произведения оказали влияние не только на работы Картье, но на всех остальных более или менее значимых ювелиров того времени. Его интерес к китайской и иранской традиции выражался в использовании преобладавших на тот момент восточных мотивов. Живой интерес к русскому балету (и смелым цветовым решениям, свойственным его костюмам и декорациям) вдохновил его на использование ярких цветов.
Любовь к Индии и наследию махараджи, у которых Cartier приобрел много красивых камней, вдохновила его на создание стиля «фруктовая корзина», в наши дни известного как «тутти-фрутти». А увлечение историей Древнего Египта вылилось в явление, получившее название Египетского Возрождения, которое стало, пожалуй, венцом его вклада в ювелирное искусство. Это движение получило сильный импульс к дальнейшему развитию после обнаружения гробницы Тутанхамона в 1922 г. К ведущим мастерам периода арт-деко относятся такие имена, как Cartier, VanCleef&Arples , Bucheron , Chaumet , Mauboussin, Bolin , Belperron, Mellerio, Георг Дженсен, LaCloche, Templier, Tiffany , Marchak, Джеймс Колдвэлл и Фуке.
Арт-деко картины. Арт-деко в живописи
Арт-деко (от франц. «art decо») — стилевое направление искусства Америки и стран Западной Европы ХХ века. Арт-деко характеризуется сочетанием монументальной утяжеленной формы; сочетанием некоторых элементов стилей кубизма, модерна и экспрессионизма; использованием выразительных форм «технического дизайна». Своё название получил от Международной выставке в Париже, посвященной декоративному искусству и промышленности. Именно она стала толчком для развития и распространения этого стиля.
Арт-деко стал самым загадочным стилем ХХ века, покоряя всех своей яркостью и экзотичностью.
Этот стиль покорил весь мир и до сих пор остался источником вдохновения дизайнеров. Наверняка поэтому Армани сделал в лучших традициях арт-деко свою последнюю Casa-коллецию.
На сегодняшний день термин « арт -деко » всемирно признанный синоним эффективности, хотя по началу использовался для определения декоративного искусства. Мари Лорансен – одна из наиболее ярких представителей этого стиля, работавшая в этой манере. Этот термин обозначает стиль, который сочетает симметричность, классицизм и прямолинейность. Это продукт различных источников, с одной стороны, кубизм и Арт Нуво, а с другой – древнее искусство Востока, Африки, Египта и американских континентов.
Арт-деко как художественное направление образовался в 1906 – 1912 годах и расцвел в десятилетии между 1925 и 1935 гг. Арт-деко начался как изящное новшество, а затем эволюционировал в поразительную бескомпромиссность и простоту жизни. Представители многих течений современного декоративного и изобразительного искусства пробовали найти способ выразить скорость и напор, благодаря которым поезда, автомобили, аэропланы изменяли существующий мир. Старались найти формы и цветовые гаммы, с которыми были бы проще тех, которые применяли раньше.
Для того, чтобы приобрести популярность в Голливуде, стилю Арт Деко понадобилось лишь несколько лет. Тут он обрел имя «стиль звезд» и превратился во всемирный признанный символ эффектности из обычного французское явления. Термин « Арт-деко » обозначал стиль, который сочетает в себе симметричность, классичность, прямолинейность, более удобен для определения декоративного творчества во время двух мировых войн.
Художники арт-деко
Первое своё признание Арт-деко получил в Европе, но его влияние быстро охватило и Соединенные Штаты Америки. Именно там увлечение голливудской киноиндустрией поспособствовало его огромной популярности. Грета Гарбо из фильма компании «МГМ» в костюме Маты выглядела как статуэтка Арт-деко из бронзы, а Декорации и костюмы к фильму «Клеопатра» студии «Парамаунт» вызвали прямую ассоциацию с орнаментом нового небоскреба Нью-Йорка.
Муниципальные здания, школы, магазины, дворцы и павильоны Всемирных ярмарок строились в стиле, который сочетал в себе одновременно обтекаемость, неоклассицизм, игривость, грациозность и монументальность.
По все стране кинотеатры были украшены роскошными фасадами, изысканными интерьерами, яркими неоновыми вывесками в стиле Арт-деко. Одновременно неповторимый и доступный облик города сформировали: башня Эмпайр Стейт-билдинг, неоклассические скульптуры Рокфеллеровского центра, арочный шпиль Крайслер-билдинг.
Сегодня над сохранением наследия деко, во многих городах работают общества Арт-деко. Однако, никто не сомневается в том, что самые яркие памятники данного архитектурного течения – это здания известных кинодворцов с причудливыми неоновыми вывесками и грациозными фасадами. Они являются свидетельством того, что самые эффектные образы данного течения сочетали в себе общественную полезность и красоту.