С чего начать роспись по дереву. Роспись по дереву: выбор краски, компоненты и инструменты, техника росписи
- С чего начать роспись по дереву. Роспись по дереву: выбор краски, компоненты и инструменты, техника росписи
- Роспись по дереву технология. Виды художественной росписи
- Как называется роспись по дереву. Мезенская
- Роспись по дереву для детей. Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей 5–6 лет «Городецкая роспись деревянной доски»
- Роспись по дереву акрилом. МК роспись по дереву акриловыми красками
- Роспись по дереву, народный промысел. Жостовская роспись
- Современная роспись по дереву. Роспись по дереву: основные виды прикладного искусства
- Роспись по дереву: виды. Виды росписи по дереву
С чего начать роспись по дереву. Роспись по дереву: выбор краски, компоненты и инструменты, техника росписи
Роспись по дереву – это достаточно старая, но все еще вполне актуальная техника изготовления декоративных объектов, которая используется в том числе и в интерьерных работах. Для освоения данной методики не требуются особые навыки (впрочем, чем лучше вы рисуете, тем лучше будет результат), так что наша статья будет полезна не только опытным мастерам, но и новичкам.
Раскрасить деревянную заготовку, чтобы получить красивый сувенир, сможет почти любой!
Материалы для работы
Выбор краски
Естественно, если мы собрались рисовать, то выбор художественных материалов будет стоять на одном из первых мест. Сегодня и профессионалы, и любители используют самые разные краски по дереву для росписи, и для того, чтобы вы могли сделать выбор, мы составили небольшую таблицу:
Профессиональный художественный акрил
Краска | Особенности |
Акрил | Художественные акриловые краски на водной и водно-спиртовой основе являются, несомненно, наилучшим выбором для множества оформительских работ, и роспись по дереву здесь не является исключением.
Художественный акрил:
Единственным существенным недостатком акриловых красок является достаточно высокая цена: составы от производителей «с именем» стоят довольно много. А если учесть, что для рисования иногда нужна целая палитра, то общая сумма выйдет, мягко говоря, внушительной. |
Темпера | Применяется несколько реже акрила, поскольку отличается большей сложностью в нанесении. При этом роспись темперой используют тогда, когда необходимо передать естественные, более мягкие цвета. Темпера также отличается укрывистостью и хорошо сохнет, не деформируясь и не растрескиваясь. |
Гуашь | Гуашевые краски для декорирования деревянных поверхностей применяются несколько реже, поскольку гуашь не отличается стойкостью и потому требует дополнительной защиты (лакировка, лессировка). Частично компенсировать этот недостаток можно, загустив гуашь. Для этого в емкость с краской добавляют от 15 до 30% (по объему) клея ПВА. |
Акварель | Акварельные краски очень редко используются в качестве самостоятельного пигмента, поскольку их структура не позволяет наносить четкие контуры. Из-за высокого содержания воды цветовое пятно расплывается, поскольку пигмент двигается вдоль волокон. В то же время роспись по дереву акварелью используется в качестве вспомогательной методики, например, для тонировки участков при резьбе или выжигании. |
Роспись по дереву технология. Виды художественной росписи
В середине 20 века виды росписи по дереву из ремесленного вида искусства перешли в художественные и их изучают и школах изобразительного творчества. Различные виды техник характеризуются своим неповторимых и узнаваемым орнаментом, который исторически развивался в ногу со временем и эволюцией красок и материалов.
В наши дни достаточно использовать специальные краски по дереву и приобрести деревянные изделия, лаки и укрепляющие средства для поделок. Многие современные мастера не только привносят новизну в работы, но и продолжают традицию росписи деревянных изделий.
Первые уроки для начинающих мастеров состоят в изучении принципов рисования каждого вида. Городецкая роспись по дереву характеризуется растительным орнаментом яркими расцветками, преимущественно на желтом фоне, но в наши дни фону в этом виде росписи уделяют меньше внимания, так как рисунок хорошо смотрится на чистой деревянной фактуре.
Элементы рисунка делают в несколько простых этапов, замалевкой основными цветами, теневкой более темными тонкими штрихами и осветлением белой или желтой краской.
Используются также идеализированные изображения птиц, животных, в частности вороных коней, деревьев. В древние времена городецкая роспись также изображала крестьянскую и купеческую жизнь тех времен. На картинках ниже видно пример.
Хохломская роспись существующая в массовом производстве и по сей день, стала визитной карточкой России. Это не просто разрисовка, а целая технология производства деревянных изделий, при обработке которых используется олифа, глина, алюминиевый порошок и лак. В результате многоэтапных действий изделия сначала обретают серебристую окраску, расписывают преимущественно черной и красной красками, иногда выполняют листья зеленым цветом. В конце работы покрывают лаком, и серебристая окраска становится позолоченной. Такая технология росписи пришла от иконописцев.
Элементы хохломской росписи — это в основном густая растительность, большие цветы, завитки, листья, ягоды рябины, клубники, встречаются декоративные птицы, петухи лебеди, но главным символом хохломы является жар-птица.
Как называется роспись по дереву. Мезенская
Мезенская художественная роспись по дереву зародилась в деревне Палащелье, что на берегу Мезени. Кстати, если услышите, что мезенскую роспись называют палащельской, не спешите упрекнуть собеседника в ошибке – это альтернативное название.
Шпаргалка для изучающих – мезенская роспись по лубу и дереву:
- Расцвет промысла пришелся на 19 столетие. Секреты творчества передавались по мужской линии. Главное предназначение промысла – облагородить крестьянский быт.
- Основные персонажи красочной росписи – олени и лошади. Для их изображения используются базовые цвета: черный и красный. Темный цвет добывали, смешивая сажу и раствор смолы лиственницы. Красный давала глина (а потом – сурик).
- Орнамент мезенский мастер наносил на негрунтованное дерево перышками тетерева либо глухаря. Мог пользоваться деревянной палочкой или кисточкой из волос.
- Узор представлял собой целое повествование, в котором шифровалось послание или пожелание для близких. Например, красные лошади – солнце, гуси и лебеди – души умерших родственников, ели ассоциировались с мужской силой, а оленихи считались небесными роженицами, которые даруют жизнь всему живому.
- Излюбленное расписное изделие – прялка. Также декорировали короба, хлебницы, и товар этот активно шел на продажу в соседние селения.
- Точные истоки росписи не удалось установить. Например, специалист в истории искусства С. Жегалова связывает мезенскую роспись с наскальными изображениями Заонежья. Много у мезенских мастеров общего с узорами Севера, Индикитая и Средней Азии.
- Сегодня дни мезенский промысел стал главной целью компании «Беломорские узоры». Если вам тоже хочется попробовать себя в этом промысле, то можно воспользоваться обычными беличьими кистями, гуашевыми красками (впоследствии можно перейти к акрилу). Первым «опытным» изделием может быть деревянная разделочная доска, она прекрасно подходит для новичков.
Источник: https://detali-interera.ru-land.com/novosti/rospis-po-derevu-akrilovymi-kraskami-vybor-kraski
Роспись по дереву для детей. Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей 5–6 лет «Городецкая роспись деревянной доски»
Татьяна Тулешова
Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей 5–6 лет «Городецкая роспись деревянной доски»
Цель: познакомить детей с техникой городецкой росписи.
Задачи: учить детей выполнять узор в стиле народной росписи (городецкой, передавая ее колорит, элементы; закреплять умение строить узор; развивать творчество, эстетические чувства; воспитание любви к народному творчеству, уважение к народным мастерам.
Материал : образцы узоров, акварельные краски, кисть№3, палитра, листы бумаги, вырезанные в форме кухонных досок.
Ход занятия:
1. Вводная часть.
Воспитатель читает стихотворение "Веселый Городец". Дети рассматривают образцы городецкой росписи.
"Веселый Городец"
Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Славиться по всей России
Своей росписью, творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо – птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит,
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают!
2. Рассматривание иллюстраций городецкой росписи.
Что в основном рисовали городецкие мастера? (Цветы, птиц)
Росписи выполняются гуашью. Сначала готовят цветной фон (часто желтый, на него наносят главные фигуры, букеты. Основные цвета городецкой росписи – ярко-желтый, ярко-красный, синий, зеленый и иногда розовый, голубой используются для написания узора, черный и белый – для проработки деталей.
3. Показ образца работы воспитателем.
Основные элементы городецкой росписи бутон, купавка и розан.
А теперь посмотрите, в какой последовательности рисуем розан. (показ)
Смешивание красок для получения нужного цвета.
Рисование большого круга в центре формы.
Обозначение центра бутона способом тычка, обмакнув в темно-красную акварель.
Пририсовка к большому кругу дуг – лепестков концом кисти тонкой дугой закрашивание контура.
4. Показ приемов рисования оживка.
Основа уже подсохла, мы будем украшать ее оживками. Заключительный этап росписи – нанесем белую краску в виде линий, завитков тонкой кистью.
5. Самостоятельная деятельность детей
В процессе работы воспитатель советует детям – пока высыхает краска на больших кругах бутона, изображать листья, а потом уже рисовать оживку.
Роспись по дереву акрилом. МК роспись по дереву акриловыми красками
Здравствуйте, дорогие форумчаночки! Решила расписать кухонную досточку. Рисовать буду розу.
Нам потребуется:
- 1. Дощечка
- 2.Простой карандаш ТМ и ластик
- 3.Краски акриловые
- 4.Кисточки № 6 и 2 (можно другие, но близкие по размеру)
- 5.Палитра ( с углублениями для разведения красок)
- 6.Стаканчик с водой
- 7.Маркер акриловый (не обязательно)
- 8.Лак (или клей) акриловый
- 9.Кисть плоская (для лака) коза
Вот такую кухонную досточку я купила.
Она небольшая, 20х15 см., из какой-то плотной, не смолистой, древесины. Хорошо зашлифованная, поэтому никакой предварительной обработки не требует.
Наносим карандашный рисунок. Старайтесь сильно не давить при рисовании, т.к. стирается плохо. Не волнуйтесь, карандаш будет виден из под краски. Если не уверены в своих способностях, можете перевести понравившуюся картинку, думаю, лучше- надавливанием по контурам.
Начинаем раскрашивать. Кисточку после покраски сразу тщательно промываем, т.к.если краска на кисточке высохнет, кисточку — только выбросить.Каждый слой наносим после полного высыхания предыдущего. Сушить можно феном, но, в принципе, краски сохнут достаточно быстро. Сначала толстой кисточкой наносим общий фон, краску с водой разводим на палитре. ( ниже на фото листочки блестят, т.к. краска не высохла)
(Краску водой разводим только для нанесения общего фона рисунка, далее рисуем густой краской, лишь слегка смачивая кончик кисти, чтоб краски не растекались). Потом тонкой кисточкой прорисовываем более тёмные участки цветка. Линии вести по направлению прожилок лепестков, от основания.
Чем ближе к основанию, тем темнее оттенки. В завершение, на изгибы лепестков нанести белую краску. Так цветок станет смотреться более объёмным.
На листьях сначала прорисовать прожилки — от стебелька, от центральной жилки, потом — зубчики на краях, стараясь вести тонкой кисточкой от края, закругляя к прожилкам. В конце — желтой краской нанести там, где (по вашему мнению) падают солнечные блики).
Если есть необходимость, тонкой кистью дополнительно прорисовать контуры лепестков более тёмным оттенком.
Теперь прорисуем маркером орнамент. Если маркера нет, можно нанести его тонкой кистью.
Если есть выжигательный прибор, можно выжечь. Я так и хотела сделать, но не нашла выжигатель (куда-то надёжно спрятала). Вообще, выжженный орнамент мне больше нравится, но… теперь белой краской добавим немного объёма орнаменту. Прокрасим периметр дощечки.
Чтобы надёжнее закрепить рисунок, покроем всё на 2- 3 слоя акриловым лаком или акриловым клеем, что, по-моему, одно и тоже, только в разной концентрации.
Акриловый лак не ядовит (заметьте, не я это сказала).
Готово!
Роспись по дереву, народный промысел. Жостовская роспись
Русский народный художественный промысел росписи кованых металлических (жестяных) подносов, существующий с 1825 года в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет.
История жостовского промысла восходит к началу 19-го века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) — Жостово, Троицком и других — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Традиции этой росписи появились в Жостово и окрестных селениях на основе более ранней тагильской росписи (18-ый век). Основной мотив жостовской росписи, как и тагильской, — это цветочный букет.
В 1922 г. в деревне Новосельцево возникла «Новосельцевская трудовая артель» по выпуску железных лакированных подносов; в 1924 г. в деревне организовались «Жостовская трудовая артель» и «Спецкустарь»; в 1925 г. — «Лакировщик» и одновременно в селе Троицкое — артель «Свой труд» по росписи подносов. Все они были объединены в 1928 г. в специализированную артель «Металлоподнос» в деревне.
В искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщённостью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. п. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), причём мастер работает сразу над несколькими подносами.
По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.
По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и другие.
Ведущие художники жостовского промысла — А. И. Лезнов, И. С. Леонтьев, Д. С. Кледов, Н. П. Антипов, Е. П. Лапшин.
Современная роспись по дереву. Роспись по дереву: основные виды прикладного искусства
Существует огромное множество видов, подвидов и техник художественной росписи по дереву. Сегодня мы рассмотрим наиболее популярные.
Мезенская и петриковская роспись по дереву
Основные сюжеты мезенской росписи – орнаментальный декор и изображение лесных обитателей и лошадей. Второе название направления – палащельская роспись. Можно выделить характерные особенности техники:
- орнаменты красно-чёрного цвета;
- дополняют картину дробные узоры: звёзды, ромбы, диски, чёрточки и крестики;
- многократный повтор узоров создаёт ощущение движения.
Мезенская роспись наносится по негрунтованному дереву. Сначала используют охру красного цвета, затем узоры обводят чёрной краской.
Дощечка, украшенная мезенской росписью
В мезенской технике раскрашивают предметы домашнего обихода
Петриковская роспись характеризуется, как растительная, в большинстве случаев это цветочные узоры, а также изображение некоторых ягод. На их базе создаются фантастические рисунки.
Роспись наносится без предварительного контура, поэтому для мастеров важен хороший глазомер и ловкость рук. В качестве инструмента используют тоненькую кисточку, а также стебли растений. Ягоды могут быть нарисованы пальцем.
Сюжет с центральным элементом — главная особенность петриковской росписи
В росписи преобладают красные и зелёные оттенки
Гжель и городецкая роспись
Гжель невозможно перепутать ни с одним видом художественной росписи, характерная особенность народной техники – пышные композиции синего цвета на белом фоне. Несмотря на сложные сюжеты, работа выполняется без предварительного эскиза. Изначально росписью украшали только детские игрушки и аптекарские сосуды. Только в начале девятнадцатого века были построены заводы по выпуску фарфора, который впоследствии украшали гжельской росписью.
Характерные особенности гжели – это объёмные розы-агашки, пейзажи с зимними сюжетами, сказочные сценки, например, детки на санках или жители деревни провожают зиму. После нанесения рисунка изделия покрывают глазурью и ставят на обжиг.
Техника нанесения состоит из нескольких этапов:
- нанесение фона;
- рисование крупных цветных элементов;
- прорабатывание мелких деталей тонкой кисточкой;
- нанесение дополнительных штрихов белой краской для придания контраста.
Основа прикладной городецкой росписи – оживление яркого рисунка белыми штрихами. Ремесленники на дереве изображали статных вороных коней с тонкими ногами, гордых петухов с пышными хвостами, а также различные сценки из жизни купцов. Каждая картина должна была быть украшена букетами и цветочными венками.
Красивыми узорами в былые времена украшали шкатулки и хлебницы, ложки и ларцы, детские игрушки, а также ставни, мебель и прочие предметы домашнего обихода. Особой популярностью пользовался конь-каталка.
Хохлома и жостовкая роспись
Основная черта хохломы – фон чёрного или жёлтого цвета, на котором изображены причудливые цветочные композиции. Идея рисунка золочения, без использования золота, взята из древних иконописных техник, которые основываются на нанесении серебра, масла и последующего запечатывания рисунка высокой температурой. От этого олифа начинала отдавать золотым оттенком.
Основная гамма цветов:
- золотой;
- красный;
- чёрный.
В качестве дополнения используют жёлтый и зелёный оттенки. Рисунок наносится без предварительного эскиза. Традиционные элементы – рябина, земляника, веточки и цветы. Также встречаются изображения представителей фауны.
Роспись по дереву: виды. Виды росписи по дереву
Существует большое количество типов росписи по дереву, школ росписи и техник. Самыми популярными в русской культуре являются хохлома, мезенская и городецкая роспись.
Хохлома появилась в 17 веке в Нижнем Новгороде. Изначально хохломой украшали посуду. Дерево, из которого делали посуду, быстро впитывало влагу и грязнилось. Из-за этого на Руси стали обрабатывать льняным маслом всю посуду, это позволяло покрыть древесину защитной пленкой.
Характерной чертой хохломы является создание золотого блеска без применения золота. Для этого используются принципы иконописи. Так фон красят серебром, потом покрывают льняным маслом, сушат в печи. В процессе сушки пленка из масла становится золотистой, а серебряный фон, который находится под ней, придает ей мерцание.
Самыми важными цветами в хохломе считают красный, золотой и черный. В качестве дополнительных цветов используют желтый и зеленый. Расписывают предметы без предварительного очерчивания границ, от руки. Характерными элементами для такой росписи являются ягоды рябины, земляники, веточки и цветы. Часто можно встретить птиц, зверей и рыб.
Рисунок 1. Хохлома на посуде. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Бывают два вида хохломской росписи:
- верховая – по серебру наносят красный или черный рисунок;
- под фон – фон заполняют черной красной, а перед этим наносят контур рисунка.
Городецкая роспись появилась в 19 веке в Нижнем Новгороде. Данная роспись считается более сложной, чем хохлома из-за образов, которые она использует. Техника исполнения осталась той же – мастера не используют разметку перед началом работ.
Городецкая роспись создается темперной краской по яркому фону. Основой для данной росписи является то, что в первую очередь наносят цвет фона, позже – пятна цвета. На пятнах дорабатывают при помощи тонкой кисти рисунок. На этом этапе создают точки, штрихи при помощи белой краски. Так подчеркивают детали и контрастность. Самыми главными мотивами в этой росписи являются сказочные, цветочные, былинные и городские сюжеты.
Рисунок 2. Городецкая роспись. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Мезенская роспись является одним из самых старых способов декорирования посуды из дерева. Это роспись, которая является орнаментальным декором. Характерной чертой данной росписи является то, что в ней используется дробный узор – черточки, звезды, крестики. Обычно они рисуются при помощи красного и черного цветов.
Основными мотивами геометрического орнамента являются ромбы, шары, кресты. Нередко можно встретить схематичные рисунки животных. Все рисунки создаются в статике, но при помощи повтора рисунка удается создать динамичность.
Изначально роспись начинают на негрунтованной древесине при помощи охры, позже обводят рисунок черным.