Роспись по дереву разными видами красок. Компоненты и инструменты
- Роспись по дереву разными видами красок. Компоненты и инструменты
- Роспись по дереву, народный промысел. Золотые чаши. Хохломская роспись
- Городецкая роспись по дереву. История промысла
- Современная роспись по дереву. Основные виды росписи по дереву
- Акриловые краски для росписи по дереву. Роспись по дереву акриловыми красками: техники для начинающих
- Роспись по дереву акрилом. Декоративная роспись по дереву для начинающих: виды и особенности нанесения
- Роспись по дереву, как называется. Вятская
Роспись по дереву разными видами красок. Компоненты и инструменты
Справиться с задачей без подходящего набора инструментов невозможно
Разные виды росписи по дереву предполагают использование разных методик и приемов, однако набор инструментов и дополнительных материалов у художника все равно будет примерно одинаковым. Ниже мы приведем ориентировочный список, который можно считать «программой – минимум». Начните с этого перечня, а со временем, втянувшись в работу, поймете, что именно вам нужно добавить.
Итак, для подготовки деревянных поверхностей к росписи используются:
- Шкурки с различным размером зерна для шлифовки древесины.
- Шпатлёвки для заделки дефектов и щелей между отдельными деталями.
Обратите внимание!
Шпатлевку для работ по дереву можно купить в готовом виде, а можно изготовить своими руками, смешав клей ПВА, мелкие древесные опилки и масляную краску нужного оттенка.
Желательно, чтобы шпатлёвка была как минимум не темнее основной детали, поскольку в таком случае придется тратить время и силы на маскировку темного пятна.
- Водные, спиртовые или масляные морилки.
- Краски в баллонах для быстрого нанесения грунтовочного слоя.
- Грунтовки по дереву (специальные художественные либо универсальные, на базе водного раствора клея ПВА).
Если же говорить о самом процессе декорирования, то технология росписи по дереву предполагает использование следующих инструментов:
Нам понадобятся кисти разной формы и размера
- Кисти художественные разных размеров (от № 0 до № 10). Из материалов лучше всего выбирать колонковые кисти, но они довольно дороги. Именно по этой причине новичкам рекомендуют осваивать методику росписи с «беличьими» кистями или изделиями из щетины, и только потом переходить на дорогие изделия.
Обратите внимание!
Если ранее вы не занимались ни росписью, ни рисованием вообще, то пробовать свои силы можно и синтетическими кистями.
Качество у них не ахти, но и стоимость вполне бюджетная.
- Кисти для нанесения лака – более широкие, часто плоской формы. Могут быть как натуральными, так и синтетическими, в зависимости от того, какой именно состав планируется применять для лакировки древесины.
- Валики – для обработки больших поверхностей.
Для работ по трафарету можно использовать валики
- Аэрограф используют профессионалы для быстрого нанесения рисунка и для создания плавных цветовых градиентов. При использовании аэрографии часто применяются трафареты для росписи по дереву акриловыми красками, изготовленные из картона или тонкого пластика.
Пример использования трафарета
Среди вспомогательных предметов можно выделить:
- Палитра – деревянная или пластиковая пластинка для смешивания красок.
- Малярный скотч – для оформления ровных линий и для защиты участков.
- Ветошь – для вытирания рук, кистей, а также для быстрого удаления капель краски с различных поверхностей.
- Баночки с водой — для мытья кистей и разведения краски.
Обратите внимание!
При работе с художественным акрилом на спиртовой основе вместо воды специалисты рекомендуют использовать смесь водки с водой (1:1).
Применение такой смеси позволяет наносить акриловые краски ровно, без разводов и обтекания.
Роспись по дереву, народный промысел. Золотые чаши. Хохломская роспись
Розетка. Хохломская роспись. Конец XX века. Новоуренгойский городской музей изобразительных искусств, Новый Уренгой, Ямало-Ненецкий автономный округ
Чашка. Хохломская роспись. Конец XX века. Новоуренгойский городской музей изобразительных искусств, Новый Уренгой, Ямало-Ненецкий автономный округ
Кружка. Хохломская роспись. Конец XX века. Новоуренгойский городской музей изобразительных искусств, Новый Уренгой, Ямало-Ненецкий автономный округ
Родиной хохломской росписи стала Нижегородская губерния. Считается, что первыми украшать деревянную посуду стали старообрядцы-иконописцы в середине XVII века. Изделия продавали в деревне Хохлома — отсюда и название народного промысла .
Мастер начинал работу с битья баклуш — готовил деревянные бруски (баклуши) из липы, осины или березы. Из них вытачивали деревянные ложки и ковши, чашки и солонки. Еще не украшенную росписью посуду называли бельем. Белье несколько раз грунтовали и просушивали, а потом расписывали в желтых, красных и черных тонах. Популярными мотивами были растительные орнаменты, цветы, ягоды, кружевные веточки. Лесные птицы на хохломской посуде напоминали крестьянам Жар-птицу из русских сказок , они говорили: «Пролетала Жар-птица мимо дома и задела крылом чашу, и стала чаша золотой» .
Изделия два-три раза покрывали олифой, в поверхность втирали оловянный или алюминиевый порошок и сушили их в печи. После закалки жаром они приобретали медовый оттенок и действительно сияли, словно золотые.
В начале XVIII века посуду стали привозить на Макарьевскую ярмарку , куда съезжались продавцы и покупатели со всей России. Хохломские изделия оказались известны всей стране. С XIX века, когда на нижегородскую ярмарку начали съезжаться гости со всей Европы и Азии, расписная посуда появилась во многих уголках мира. Русские купцы продавали изделия в Индии и Турции.
Городецкая роспись по дереву. История промысла
Родина городецкой росписи – Поволжье. Жители сел Хлебаиха, Курцево, Савино, Букино и некоторых других поселков украшали прялки резьбой, а затем подкрашивали орнамент, чтобы потом продать изделия на нижегородской ярмарке. Со временем колоритные узоры полностью вытеснили резной декор, а яркие рисунки стали называть нижегородской росписью.
Термин «городецкий узор» появился только в 1930-х гг, когда общественности стали известны работы одного из самых самоотверженных исследователей русских народных промыслов В.М. Василенко. Городец – главный рынок сбыта расписной утвари. Мастера учитывали этот факт, и на узорах отобразились быт, нравы, образы, связанный с городком. Со временем роспись стала художественным олицетворением культуры и колорита Городца и его окрестностей.
Местные умельцы искусно управлялись в резьбе по дереву. Лесные просторы позволяли мастерам использовать дешевый и доступный материал для создания своих шедевров. Расцвет промысла связан с деятельностью Петра Первого, который требовал, чтобы его военные корабли украшали резьбой и росписью. Со временем корабли передислоцировались ближе к новым завоеванным землям, а народные умельцы стали искать другие направления для применения накопленного опыта.
Расцвет городецкого промысла начался в 1870 году, когда в одну из деревень приехал иконописец Огуречников. Его цель заключалась в обновлении полотен живописи местной церкви. Именно он помог местным мастерам освоить новые навыки: «оживку» белками, использование сразу нескольких шаров краски, другие приемы.
Современная роспись по дереву. Основные виды росписи по дереву
Из разнообразия вариантов, предназначенных для декора изделий из дерева, интерьерных предметов и прочего, стоит отдельно выделить наиболее популярный, связанный с расписным творчеством. Давние традиции и сегодня в приоритете.
Мезенская и петриковская роспись
В основном применяется для посуды или приспособлений для быта. Кухонные гарнитуры буквально преображаются благодаря подобным творениям. В качестве основных двух цветов принято использовать красную палитру наряду с глубокой черной. Замечательно выглядит так называемый узор «дробный». Не менее популярен миниатюрное орнаментное изображение.
Основная особенность – это то, что расписывать необходимо на совершенно чистом дереве. Кроме того, очень важно, чтобы оно не проходило предварительно грунтование. Так издавна было принято писать на дереве предметы с округлыми формами.
Получались изумительные и оригинальные:
- Шкатулки и шкатулочки;
- Мельницы для ручного применения;
- Всевозможные бочонки.
Традиция сохранилась и в наше время.
Гжель и городецкая роспись
Такой тип характерен для области Нижнего Новгорода. Там он не только возник, но и заставил обратить на себя внимание не одного мастера. Девятнадцатый век стал началом триумфального шествия.
Ни для кого не секрет, что подобная работа сложна благодаря насыщенности усложненного рисунка.
В качестве основных оттенков, создающих фоновую основу, применяют насыщенные и яркие тона. Это может быть либо оранжевый, либо красный. Наложение темперных красок может на оттенки, как кремовой палитры, так и на белоснежный цвет.
В качестве удачного дополнения возможно применение разнообразных тонов:
- Бордо;
- Индиго;
- Зеленоватый.
Для отдельных изображений наиболее уместным считается применение черного. Эти тона приемлемы, когда основное пространство отдается под художественный объект.
Примечательно, что профессиональный художник способен нанести его, предварительно не выполняя эскиз.
Хохлома и жостовская
Хохлому принято расценивать как произведение искусства уникального характера. Она основана на сочетании двух контрастных цветов. Это присутствие красного наряду с зачерненной палитрой.
Прекрасно дополняет композицию рисунка серебро или золото. Наиболее часто встречается флористика, выполненная в объемном формате. Однако, поражает также и разнообразие красочных изображений животного мира и птиц.
Роспись жостовскую традиционно принято исполнять, пользуясь несколькими распространенными фонами. Выбор делается из нежного голубого, глубокого синего или совершенно черного.
Мотивы подбираются только из цветочного мира. Яркость красок делает их совершенно непохожими на настоящие. Свои шедевры уместно будет дополнять декорированием. Подойдут и вензеля, и всевозможные виды обрамлений.
Акриловые краски для росписи по дереву. Роспись по дереву акриловыми красками: техники для начинающих
В современном искусстве обширно используют роспись по дереву акриловыми красками, гуашью, масляными и анилиновыми красящими веществами. В истории роспись по дереву — старинное народное ремесло. Дерево долгие века преобладало в быту из-за своей доступности и легкости в обработке. До того как люди научились обрабатывать металл, из дерева делали всю мебель и кухонную утварь, сундуки, шкатулки, прялки, не говоря уже о дверях, воротах, деревянных ставнях. Наряду с плотничеством и резьбой по дереву, развивались особые технологии по обработке дерева и орнаментальная разрисовка изделий.
Виды художественной росписи
В середине 20 века виды росписи по дереву из ремесленного вида искусства перешли в художественные и их изучают и школах изобразительного творчества. Различные виды техник характеризуются своим неповторимых и узнаваемым орнаментом, который исторически развивался в ногу со временем и эволюцией красок и материалов.
В наши дни достаточно использовать специальные краски по дереву и приобрести деревянные изделия, лаки и укрепляющие средства для поделок. Многие современные мастера не только привносят новизну в работы, но и продолжают традицию росписи деревянных изделий.
Первые уроки для начинающих мастеров состоят в изучении принципов рисования каждого вида. Городецкая роспись по дереву характеризуется растительным орнаментом яркими расцветками, преимущественно на желтом фоне, но в наши дни фону в этом виде росписи уделяют меньше внимания, так как рисунок хорошо смотрится на чистой деревянной фактуре.
Элементы рисунка делают в несколько простых этапов, замалевкой основными цветами, теневкой более темными тонкими штрихами и осветлением белой или желтой краской.
Используются также идеализированные изображения птиц, животных, в частности вороных коней, деревьев. В древние времена городецкая роспись также изображала крестьянскую и купеческую жизнь тех времен. На картинках ниже видно пример.
Хохломская роспись существующая в массовом производстве и по сей день, стала визитной карточкой России. Это не просто разрисовка, а целая технология производства деревянных изделий, при обработке которых используется олифа, глина, алюминиевый порошок и лак. В результате многоэтапных действий изделия сначала обретают серебристую окраску, расписывают преимущественно черной и красной красками, иногда выполняют листья зеленым цветом. В конце работы покрывают лаком, и серебристая окраска становится позолоченной. Такая технология росписи пришла от иконописцев.
Элементы хохломской росписи — это в основном густая растительность, большие цветы, завитки, листья, ягоды рябины, клубники, встречаются декоративные птицы, петухи лебеди, но главным символом хохломы является жар-птица.
Роспись по дереву акрилом. Декоративная роспись по дереву для начинающих: виды и особенности нанесения
Затейливые линии, сказочные персонажи, литературные сценки на дощечках, шкатулках и подносах актуальны и по настоящее время. Самобытными изделиями украшают дома и офисы, они отлично смотрятся практически в любом интерьере. Сегодня в обзоре редакции Homius расскажем об удивительном старинном ремесле – росписи по дереву. Сувениры, расписанные вручную, становятся прекрасным подарком на любой праздник, кроме того, такая техника росписи позволяет и сейчас модно декорировать мебель, украшать посуду, музыкальные инструменты и детские игрушки. В этой статье вы познакомитесь с основными видами, а также техниками и приёмами росписи по дереву.
Художественная роспись шкатулок
Роспись по дереву: основные виды прикладного искусства
Существует огромное множество видов, подвидов и техник художественной росписи по дереву. Сегодня мы рассмотрим наиболее популярные.
Мезенская и петриковская роспись по дереву
Основные сюжеты мезенской росписи – орнаментальный декор и изображение лесных обитателей и лошадей. Второе название направления – палащельская роспись. Можно выделить характерные особенности техники:
- орнаменты красно-чёрного цвета;
- дополняют картину дробные узоры: звёзды, ромбы, диски, чёрточки и крестики;
- многократный повтор узоров создаёт ощущение движения.
Мезенская роспись наносится по негрунтованному дереву. Сначала используют охру красного цвета, затем узоры обводят чёрной краской.
Дощечка, украшенная мезенской росписью
В мезенской технике раскрашивают предметы домашнего обихода
Петриковская роспись характеризуется, как растительная, в большинстве случаев это цветочные узоры, а также изображение некоторых ягод. На их базе создаются фантастические рисунки.
Роспись наносится без предварительного контура, поэтому для мастеров важен хороший глазомер и ловкость рук. В качестве инструмента используют тоненькую кисточку, а также стебли растений. Ягоды могут быть нарисованы пальцем.
Сюжет с центральным элементом — главная особенность петриковской росписи
В росписи преобладают красные и зелёные оттенки
Гжель и городецкая роспись
Гжель невозможно перепутать ни с одним видом художественной росписи, характерная особенность народной техники – пышные композиции синего цвета на белом фоне. Несмотря на сложные сюжеты, работа выполняется без предварительного эскиза. Изначально росписью украшали только детские игрушки и аптекарские сосуды. Только в начале девятнадцатого века были построены заводы по выпуску фарфора, который впоследствии украшали гжельской росписью.
Характерные особенности гжели – это объёмные розы-агашки, пейзажи с зимними сюжетами, сказочные сценки, например, детки на санках или жители деревни провожают зиму. После нанесения рисунка изделия покрывают глазурью и ставят на обжиг.
Техника нанесения состоит из нескольких этапов:
- нанесение фона;
- рисование крупных цветных элементов;
- прорабатывание мелких деталей тонкой кисточкой;
- нанесение дополнительных штрихов белой краской для придания контраста.
Основа прикладной городецкой росписи – оживление яркого рисунка белыми штрихами. Ремесленники на дереве изображали статных вороных коней с тонкими ногами, гордых петухов с пышными хвостами, а также различные сценки из жизни купцов. Каждая картина должна была быть украшена букетами и цветочными венками.
Красивыми узорами в былые времена украшали шкатулки и хлебницы, ложки и ларцы, детские игрушки, а также ставни, мебель и прочие предметы домашнего обихода. Особой популярностью пользовался конь-каталка.
Хохлома и жостовкая роспись
Основная черта хохломы – фон чёрного или жёлтого цвета, на котором изображены причудливые цветочные композиции. Идея рисунка золочения, без использования золота, взята из древних иконописных техник, которые основываются на нанесении серебра, масла и последующего запечатывания рисунка высокой температурой. От этого олифа начинала отдавать золотым оттенком.
Основная гамма цветов:
- золотой;
- красный;
- чёрный.
В качестве дополнения используют жёлтый и зелёный оттенки. Рисунок наносится без предварительного эскиза. Традиционные элементы – рябина, земляника, веточки и цветы. Также встречаются изображения представителей фауны.
Роспись по дереву, как называется. Вятская
Одна из самых древних славянских росписей, первые упоминания которой относятся еще к IX-X векам, но археологи считают, что она гораздо старше и могла зародиться до принятия христианства. Чаще всего люди использовали простые узоры с точечной росписью для посуды и животные мотивы для мебели или сундуков. Но самым узнаваемым персонажем стал уткоконь — выдуманное существо с телом утки и длинными конскими ногами.
ГаютинскаяНа яркий алый фон мастера наносят целый хоровод синих, зеленых и белых точек, которые создают красивые рисунки. Самый частый мотив — древо жизни.ГжельОдин из самых узнаваемых народных промыслов благодаря голубым оттенкам. Обычно гжелью расписывают керамику, используя белый цвет как фон, но в последнее время встречается синяя керамика с белыми гжельскими узорами. Почему гжель — обрусевшее ремесло другого народа, мы писали.">ГлубоковскаяДля нее могут использовать разные фоны от красных до голубых, а рисунки богаты на цветы, бутоны, листики и веточки.ГородецкаяВозникла в IX веке, а главным цветом считается желтый. Он используется как фон, на котором изображаются сцены из жизни людей, животные, птицы или цветочные мотивы.">ГуслицкаяСчитается, что первые мастера использовали рисунки из византийских книг, чтобы в той же манере украшать посуду и предметы декора, а позже такой росписью орнаментировали старообрядческие книги.ЖостовоПромысел по росписи металлических подносов. Основной мотив — это цветочный букет. Чаще всего художники рисуют на темном фоне, но встречаются нежные жостовские росписи светлых оттенков.">КостромскаяОдна из самых простых видов росписей, для которой используются самые разнообразные цвета или краски. Но отличить ее можно по лаконичным узорам из веточек и цветочков. В прежние века костромской росписью украшали не столько мебель или посуду, сколько стены в теремах. Удовольствие это было дорогим, и позволить его могли не все, а по наличию рисунков на бревнах можно было судить о зажиточности хозяев. К примеру, если корова стоила 15 рублей, то расписать одну стену дома обходилось в 30.ЛипецкаяДовольно яркая роспись, которая напоминает хохлому, но при этом имеет не такой ограниченный набор цветов. Так, мастера могут дополнять узоры изумрудной, пурпурной и лазурной красками.МезенскаяЕе легко узнать по множеству мелких черно-красных деталей и геометрическим орнаментам из дисков, ромбов и крестов.МстёраЭто лаковая миниатюра, которая вместе с палехом и холуем является центром русской иконописи. Кроме того, в тематике преобладают русские сказки, исторические или бытовые сюжеты. Мастера стараются избегать слишком темных фонов, чтобы не перекликаться с «конкурентами», а потому мстёрская миниатюра светлая и яркая.ОбвинскаяЭту роспись легко отличить благодаря классической обвинской розе — цветку с восьмью лепестками, который изображается на всех орнаментах.ОнежскаяЭто свободная роспись, лишенная точной симметрии. Чаще всего художники изображают птиц и цветы белого и красного цвета. Фон при этом может быть как светлый, так и темный — синий или зеленый.ПалехСюжеты заимствуются из русских былин, легенд и сказаний. Фон всегда черный, а рисунки украшаются золотыми деталями.